Мне серая лужа простудой грозила.
Расплюхалась грязь и во всю моросило.
И не было в мире скучнее двора,
Чем тот, где гулять я пытался вчера.
Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.
По грязи хожу, не запачкав ботинки.
А бывшая лужа с водой ледяной
Дрожит и трещит, хрустит подо мной.
«Что произошло с лужей за ночь?» - задали вопрос дети средней группы «А» воспитателю Черновой Светлане Александровне выйдя на прогулку. В ходе наблюдения и объяснения дети научились устанавливать связь погодных явлений. Узнали, что вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда, так как вода замерзает. Дети попробовали проткнуть палочкой лед, но у них ничего не получилось. Лёд твёрдый. Тогда попробовали сломать его руками. Тонкая льдинка легко ломается, а толстый - не ломается. Потрогав руками лёд, дети убедились, что он гладкий и холодный, а если встать на него ногами, то можно поскользнуться. Значит он ещё и скользкий. В мороз лужи промерзают до дна. И сквозь тонкий лед замерзших луж можно рассмотреть лежащие на асфальте листья. Дети и воспитатель отметили, что в ноябре лужи всегда замерзают ночью, а асфальт покрывается тонким льдом, но к обеду, как только выглянет солнце, лужи на асфальте оттаивают, а к вечеру опять всё подмерзает.
В ходе таких наблюдений у детей активизируется интеллектуальное и речевое развитие. Они удовлетворяет потребность в познании окружающего мира. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.
|